На КиноПоиске появилась интересная статья – «Стриминговый домик: Что такое Netflix и как он работает». Кто принимает решения о запуске сериалов на Netflix? Какая у него аудитория? Какой проект самый популярный? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.
Netflix был основан в 1997 году. Тогда Рид Хастингс и Марк Рэндольф придумали рассылать DVD в прокат. Свой сервис они представили в 1998-м, а в 1999 году ввели систему подписки — за определенную плату можно было заказывать сколько угодно фильмов. В 2007 году Netflix заработал как стриминговая платформа.
Свержение привычной телевизионной бизнес-модели началось всего семь лет назад. Тогда стриминговая компания из Кремниевой долины обошла каналы HBO и AMC, выкупив права на постановку ремейка британского мини-сериала «Карточный домик». Продюсером проекта значился режиссер Дэвид Финчер. В то время это была серьезная заявка: во-первых, Netflix тратил огромную сумму (100 млн долларов за два сезона), а во-вторых, обозначил свои амбиции как стриминг-платформы — не только показывать уже существующие фильмы и сериалы, но и снимать собственные.
В этом году Netflix планирует потратить на контент 8 млрд долларов. Ни одна другая телекомпания не производит столько контента.
В прошлом американское телевидение уже переживало масштабные трансформации. В частности, в 1980-х появилось кабельное ТВ, а канал Fox Руперта Мёрдока положил конец гегемонии «Большой тройки» (ABC, CBS и NBC). Однако нововведения Netflix иного рода. Сервис не хотел быть стриминговым клоном HBO, FX или NBC. Он стремился изменить наш подход к просмотру телевидения вообще. Учитывая, что у Netflix были долги в районе 6 млрд долларов, когда компания расширялась на другие страны, некоторые аналитики считали, что прибыльность бизнес-модели, основанной на подписчиках, под вопросом. Но на Уолл-стрит смотрели на деятельность компании оптимистично. В июне 2018-го суммарная рыночная стоимость Netflix составила 150 млрд долларов. Таким образом, Netflix обошел конгломерат Disney, став самой ценной медиакомпанией в мире.
Чем Netflix отличается от других телеканалов?
Одно из главных отличий модели Netflix по работе с телевизионным контентом состоит в заказе целого сезона. Обычно каналы тратят миллионы долларов на создание пилотных серий проектов, многие из которых так и не увидят свет. Но Netflix запускает в производство сериал целиком. Благодаря такому подходу зритель может посмотреть весь сезон сразу (на Западе это называется binge watching — просмотр за один присест), не ожидая новой серии каждую неделю.
Вместо того чтобы продавать права на показ своих сериалов в другие страны, Netflix предпочел представить свой сервис во всем мире, чтобы новый сериал или фильм одновременно был доступен как в Америке, так и в России, Германии или Индии. Подверглась пересмотру даже святая для телевизионщиков модель оценки зрительской демографии, благодаря которой вычленяли наиболее интересные для необходимой целевой аудитории проекты. На Netflix появились так называемые «вкусовые блоки» (taste clusters), основанные на точных зрительских предпочтениях, а не на предполагаемых. Компания собирает и анализирует интересы своих подписчиков, что в итоге выливается в индивидуальные рекомендации. Таким образом, Netflix выстроил удачную бизнес-модель на основе нишевых зрительских предпочтений.
Теперь Netflix привлекает топовых шоураннеров других каналов, заключая с ними соглашения на будущие проекты. Недавно на стриминг-сервис перешли такие звезды, как Шонда Раймс («Анатомия страсти», «Как избежать наказания за убийство»), Райан Мёрфи («Американская история ужасов», «Лузеры», «Вражда») и Чак Лорри («Теория большого взрыва»), в чьем новом проекте для Netflix «Метод Комински» снимаются Майкл Дуглас и Алан Аркин. Солидные суммы выделяются на съемки стендапов (Крис Рок, Дэйв Шаппелл), на новые ток-шоу, в том числе и с давно знакомыми ведущими (на Netflix идет программа Дэвида Леттермана, ветерана американского телевидения).
Как рынок реагирует на Netflix?
Считается, что попытка Disney выкупить кино- и телепроекты 20th Century Fox — это не что иное, как реакция на стремительное продвижение Netflix на рынке. Говорят, что планерки на многих телеканалах начинаются с вопросов «Что нам делать с Netflix?», «Как с ним соревноваться и что он вообще делает?». Готов ответ пока только у Disney: конгломерат намерен запустить в 2019-м году собственный стриминговый сервис.
Странно, что крупные корпорации не могут понять простую логику Netflix, которой придерживается сервис: развитие порождает дальнейшее развитие, порождая рост. Facebook и Amazon давно поняли этот концепт. Когда Netflix добавляет контент, это привлекает новых подписчиков и заставляет уже существующих пользователей смотреть больше контента. Пока зрители смотрят, Netflix собирает данные об их привычках, оттачивая свое будущее программирование.
Получается замкнутый круг: больше контента — больше просмотров, больше просмотров — больше подписчиков, больше подписчиков — больше прибыль, больше прибыль — больше контента. Пока что схема работает идеально. Когда только начался показ «Карточного домика», у Netflix было 33 миллиона подписчиков в мире. Сейчас их более 125 миллионов. Аналитики с Уолл-стрит предсказывают, что к концу 2020-го их будет 200 миллионов.
Как Netflix производит контент
Важная отличительная черта по работе с новым контентом Netflix — децентрализация и распределение полномочий. Тед Сарандос значится директором по контенту, однако не он один решает, что запускать, а что нет. Так, под управлением вице-президента по оригинальному контенту Синди Холланд находится еще два уровня менеджеров, способных самостоятельно принимать решения о запуске проектов. Сарандос и Холланд также выстроили децентрализованную систему разработки и производства, которая позволяет Netflix работать, как 10—15 полунезависимым продюсерским компаниям. Просто результаты их деятельности показывает один сервис.
Начальники отделов, отвечающих за разные направления (документальное кино, игровое, реалити-шоу и т. д.), также имеют право запускать проекты без согласия Сарандоса. «Они могут запускать их, даже если я против», — говорит Сарандос. Одним из таких проектов был документальный фильм «Что случилось, мисс Симон?» о жизни знаменитой певицы Нины Симон. Сарандос полгода пытался отказать авторам — это был дорогой проект, а музыкальные документальные фильмы не очень-то популярны. Вице-президент Netflix по оригинальным документальным фильмам и комедиям Лиза Нишимура приходила к начальнику раз в неделю, отстаивая картину. В итоге фильм стал событием, получил номинацию на «Оскар», был обласкан критиками, а Сарандос признал свою неправоту. Кстати, популярный и любимый многими «Американский вандал» тоже вызвал скептическую реакцию Сарандоса, но команда разработки трудилась над проектом, несмотря на возражения босса, и сейчас готовится второй сезон.
Как Netflix работает за границей
У компании есть отдел закупок, отвечающий за появление на Netflix зарубежных проектов (например, у канала BBC куплен «Шерлок»). Но ограничиваться показом уже снятого контента — это не путь Netflix. Сервис занимается собственным производством иностранного контента, для чего есть соответствующий отдел. Многие сделанные в США сериалы популярны за границей. В частности, «13 причин почему» в Индии смотрят столько же подписчиков, сколько и в Америке. Но чтобы предоставлять интерес для разных стран, сервису нужен контент, произведенный за рубежом, на языке иностранного зрителя и со знакомыми ему актерами.
Среди несомненных удач иностранных проектов Netflix — немецкий сериал «Тьма» (мы подробно рассказывали о нем), а также испанский «Бумажный дом». Криминальный триллер повествует об амбициозном ограблении и состоит из 15 эпизодов. В 2019-м сериал будет продолжен. На сегодняшний день «Бумажный дом» — самый популярный неанглоязычный сериал Netflix. Сервис даже рассматривал вариант производства английской версии — первый случай такого рода. Но в итоге от идеи отказались, потому что Netflix важно существование популярного контента на иностранном языке. Ремейк на английском снизил бы ценность существующего испанского сериала. Но ничто не мешает перенести действие очередного сезона в Америку, где полюбившаяся зрителям команда могла бы ограбить, например, Форт-Нокс.
Что такое сериал Netflix?
Телеканалы стараются соблюдать определенный имидж. Например, HBO, FX и AMC настроены на производство сериалов, которые смогут завоевать награды и получат одобрение критиков. Существует ли понятие «сериал Netflix»? Как можно охарактеризовать контент, производимый сервисом? У Сарандоса на это совершенно четкий ответ: «Не хочется, чтобы хоть какой-то наш проект определял бренд, и не хочется, чтобы наш бренд определял наши проекты. Нет такого понятия, как „сериал Netflix“. Такой подход загоняет людей в рамки. Наш бренд — персонализация».
Благодаря персонализации сервис находит нечто новое. Пару лет назад появилась возможность пересмотреть подход к молодежным сериалам. Появились «13 причин почему», «На районе», «Конец ***ного мира». Что интересно, британский сериал о двух подростках-изгоях вызвал огромный интерес зрителей, чего на Netflix никак не ожидали: в компании предсказывали практически провал «Конца». Теперь же у создательницы сериала Чарли Ковелл уже запущен новый проект — комедия Kaos, пересматривающая древнегреческую мифологию.
Netflix и данные
Случай с «Концом ***ного мира» иллюстрирует отношение Netflix к обработке данных. Как ни странно, компания старается не опираться на них, принимая решения о запуске тех или иных проектов. Сарандос считает, что с данными следует обращаться очень осторожно: «Главное, не увязнуть в цифрах, потому что иначе рискуешь снимать одно и то же. Данные говорят лишь о том, что уже было. Они не предсказывают, что будет». Решения о запуске проектов принимаются на основе интуиции и данных, причем данные в этом уравнении занимают только 30%.
Вышеупомянутые вкусовые блоки помогают анализировать взаимодействие зрителя и контента. Вместо того чтобы группировать подписчиков по стандартным данным (возраст, пол, раса, страна проживания), Netflix оперирует 2000 микроблоков, в которые попадает каждый пользователь сервиса. Данные о просмотренных сериалах дают гораздо больше информации о пользователе, нежели его возраст и пол. То есть 75-летнему датчанину может нравиться сериал «Ривердэйл», который любят американские подростки.
Вкусовые блоки — это не статичная конструкция: многие люди входят в разные кластеры. Сегодня их тянет на классику, а послезавтра хочется закончить рабочую неделю дурацкой комедией. Например, выясняется, что поклонники сериала «Черное зеркало» также любят фильм «День сурка» и сериал «Остаться в живых».
Как Netflix закрывает сериалы
Несмотря на огромные бюджеты, сервис периодически закрывает проекты. 20% сериалов Netflix не получают продолжения. Иногда даже не смотрят на хорошие рецензии, как в случае с сериалом «Взрывная штучка» (97% «свежести» на Rotten Tomatoes). Проект не был особенно дорогим в производстве, однако количество смотревших его пользователей оставляло желать лучшего. Сарандос считает себя фанатом «Взрывной штучки», но при этом отмечает: «Мы не делаем сериалы для себя. Нам приходится отменять даже те проекты, которые мы очень любим».
Оказывается, Netflix ориентируется не только на то, смотрят ли проект в принципе, но и на то, как именно его смотрят. Если вы включили сериал, но через пару серий забросили его, сервис считает это руководством к действию: программа неинтересна зрителю. У Сарандоса есть даже слово для этого — «выживаемость». Например, в случае симпатичного сериала «Сплошной отстой!» слишком многие отказались возвращаться к нему после первых эпизодов. Выживаемость «Отстоя» была ниже среднего.
Какие сериалы самые популярные на Netflix?
Эту информацию сервис по-прежнему скрывает от прессы. Так что утверждать, будто «Очень странные дела» — самый популярный, было бы неверно. Вообще подсчитать количество зрителей непросто, ведь одним аккаунтом могут пользоваться сразу несколько человек. Сарандос предполагает, что размер аудитории стриминг-сервиса достигает 300 миллионов человек. С таким охватом какой-то сериал Netflix запросто могут смотреть от 40 до 50 миллионов зрителей.
Источник: kinopoisk.ru